Медиация – процесс, позволяющий разрешать широкий спектр споров. Но как же определить, в каких случаях стоит обратиться к медиатору?
Мы подготовили перечень критериев, которые помогут дать понимание в этом вопросе. Так, медиабельным является спор, соответствующий одному или нескольким критериям, изложенным ниже:
Бизнес интересы
- для решения спора, кроме правовых аспектов, необходимо учитывать экономические интересы сторон, а его решение только в правовой плоскости не дает необходимого результата
Конфиденциальность
- разглашение конфликтной ситуации может нести экономические и моральные потери для бизнеса и вовлеченных в него людей
- в процессе урегулирования спора необходимо оперировать информацией с ограниченным доступом
Репутация
- для стороны важна репутация «надежной компании или партнера», и использование медиации как менее агрессивного подхода к решению спора этому соответствует
- проигрыш в судебном процессе может навредить репутации стороны
Важность взаимоотношений
- у сторон есть продолжающиеся взаимоотношения, и их нарушение приведет к потерям в будущем, в том числе экономического характера (например, споры с ключевыми клиентами, поставщиками)
- стороны ведут совместный проект, при этом сторонам важно достичь результата (строительство, договоры в сфере распоряжения правами интеллектуальной собственности, другая проектная работа)
- споры и конфликты внутри компаний (между органами, членами органов управления, TOП-менеджерами и т. д.)
- споры в семейном бизнесе, где решение юридического спора не решает конфликт внутри бизнеса и семьи
- когда нет спора или конфликта, но стороны заинтересованы обговорить будущее сотрудничество: совместный бизнес, вложение инвестиций, слияние бизнесов и т.п.
Чувствительность стороны к затратам времени и средств
- стороне необходимо относительно быстрое урегулирование спора
- бюджет не позволяет затраты, связанные с арбитражным или судебным разбирательством
Формальные критерии
- когда у стороны недостаточно юридических оснований, но есть моральные основания претендовать на получение экономической выгоды
Окончательную медиабельность может определить медиатор, проведя работу со всеми сторонами спора.
Антагонистические требования сторон не являются признаком немедиабельности, поскольку медиация подразумевает работу с интересами сторон, что позволяет решать подобные споры.
Необходимость в судебном прецеденте бывает указывает на немедиабельность, но не является абсолютным признаком.
Если у вас возникли вопросы или нужна консультация, приглашаем вас связаться с нашими медиаторами!